ТОПЛИВО НЕФТЯНОЕ МАЗУТ
Мазут – это тяжелое вещество, входящее в состав нефти и оседающее на дно при переработке. Нефть легче мазута, но мазут сохраняет частично ее свойства. Это как осадок, который ухудшает качество нефти, для дальнейших переработок, но и сохраняет горючесть. Стоит в разы дешевле, нежели бензин, дизельное топливо либо керосин.
Мазут используется на старых электростанциях, тепловозах, теплоходах, котельных, а также прочих двигателях и установках, которые были сделаны, в основном, в прошлом и веке. Но и мазут имеет ряд больших недостатков, в связи с чем сейчас очень редко используется.
Существует много разновидностей мазута. В зависимости от предназначения его также дополнительно очищают и перегоняют, отдельно – для котельных, отдельно – для электростанций, отдельно – для тепловозов. Как октановое число в бензине, для определенных машин нужно пониженное, для некоторых – повышенное, так и в мазуте есть разные марки.
Марки: флотский Ф-5 IV вида
топочный 40 IV вида, VII вида
топочный 100 IV вида, VII вида
Технические требования по ГОСТ 10585-99 с изм.1, 2, 3
N
|
НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ
|
НОРМА
|
||
п/п
|
|
Ф-5
|
40
|
100
|
1
|
Вязкость при 50 °С, не более:
|
|
|
|
|
условная, градусы ВУ,
|
5,0
|
-
|
-
|
|
или
|
|
|
|
|
кинематическая, м
|
36,2 ·10
|
-
|
-
|
|
|
(36,2)
|
|
|
2
|
Вязкость при 80 °С, не более:
|
|
|
|
|
условная, градусы ВУ,
|
-
|
8,0
|
-
|
|
или
|
|
|
|
|
кинематическая, м
|
-
|
59,0·10
|
-
|
|
|
|
(59,0)
|
|
3
|
Вязкость при 100 °С, не более:
|
|
|
|
|
условная, градусы ВУ,
|
|
|
6,8
|
|
или
|
|
|
|
|
кинематическая, м
|
-
|
-
|
50,0 · 10
|
|
|
|
|
(50,0)
|
4
|
Динамическая вязкость при 0 °С, Па·с, не более:
|
0,1·27
|
-
|
-
|
5
|
Зольность, %, не более, для мазута:
|
|
|
|
|
малозольного
|
-
|
0,04
|
0,05
|
|
зольного
|
0,05
|
0,12
|
0,14
|
6
|
Массовая доля механических примесей, %, не более
|
0,10
|
0,5
|
1,0
|
7
|
Массовая доля воды, %, не более
|
0,3
|
1,0
|
1,0
|
8
|
Содержание водорастворимых кислот и щелочей
|
Отсутствие
|
||
9
|
Массовая доля серы, % не более, для мазута видов:
|
|
|
|
|
IV
|
2,0
|
2,0
|
2,0
|
|
VII
|
-
|
3,5
|
3,5
|
10
|
Коксуемость, %, не более
|
6,0
|
-
|
-
|
11
|
Массовая доля сероводорода, %
|
-
|
0,003 (до 31.12.2012) 0,002 (до 31.12.2014) 0,001
|
|
12
|
Температура вспышки, °С, не ниже:
|
|
|
|
|
в закрытом тигле
|
90
|
-
|
-
|
|
в открытом тигле
|
-
|
90
|
110
|
13
|
Температура застывания,°С, не выше
|
-5
|
10
|
25
|
|
для мазута из высокопарафинистых нефтей
|
-
|
25
|
42
|
14
|
Теплота сгорания (низшая) в пересчете на сухое топливо (небраковочная), Кдж/кг, не менее, для мазута видов:
|
|
|
|
|
IV
|
41454
|
40740
|
40530
|
|
VII
|
-
|
39900
|
39900
|
15
|
Плотность при 20 °С, кг/м
|
955
|
Не нормируется
|
|
|
|
|
Определение обязательно
|
Примечания:
1. Мазуты марок 40 и 100, изготовленные из высокопарафинистых нефтей, не предназначены для судовых котельных установок.
2. Показатель 15 для мазута марок 40 и 100 определяется для осуществления приемо-сдаточных операций. При поставке мазутов Ф-5, 40 и 100 на экспорт показатель 15 определяется по ГОСТ Р 51069-97 и не является браковочным.
3. Допускается до 31.12.2012 выпуск в оборот мазута марки Ф5 с массовой долей серы не более 2%.